Урок по литературе в 10 классе Ф.И.Тютчев и современный читатель (Тютчев «Славянам»)
[ Скачать с сервера (33.0 Kb) ]18.04.2014, 09:03

Сценарий урока

Тема: Ф.И.Тютчев и современный читатель.

(Тютчев «Славянам»)

Класс: 10

Тип урока: урок «открытия»нового знания

Цели урока:

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательная цельрасширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов: развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать; формировать знания об идейно-художественном своеобразии произведения; доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства; выбор ценностных ориентиров, модели мира, модели общества; диалогизация отношений в классе.

Приёмы и техники, которые  использованы для достижения поставленных целей: универсальный прием ТРИЗ «Нестандартный вход в урок», приём «Контракт» и «Необъявленная тема»; приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ – приём: таблица «ДО и ПОСЛЕ», прием из технологии развития критического мышления «Тонкий и толстый вопрос»; приём интерактивного обучения «Послушать-сговориться-обсудить»;  универсальный приём «Силовой анализ»;  прием для систематизации, обобщения полученных знаний «Создай паспорт»;  ситуационные задачи; рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке «Хочу спросить»; приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма» и «Оратор».

 

 

 

I. Начало урока. 

Нестандартный вход в урок: приём «Контракт»

          Ребята, я предлагаю вам заключить контракт на время данного урока литературы. В чём он будет заключаться?

 

Я, со своей стороны, обязуюсь уважать ваше мнение, отвечать честно на  дополнительные вопросы по теме урока, дать вам возможность самостоятельно поставить задачи  и сформулировать тему урока.

 

С вашей стороны я жду  открытого диалога, с самостоятельными суждениями и оценками, без готовых клише. На любом этапе урока вы задаёте мне вопросы, если не удовлетворены ранее полученными сведениями. В конце урока вы объективно даёте оценку содержанию урока и  качеству своей работы на нём.

 

- Вы готовы заключить такой контракт?

 

- Пусть он лежит перед вами и напоминает о принципах общения на данном уроке!

 

II. Актуализация и пробное учебное действие

 

Приём «До – после»

 

Итак, тему и задачи урока вы сформулируете самостоятельно в  ходе нашего диалога. Скажу только, что речь сегодня пойдёт о поэзии. А поэтому предлагаю выяснить перед началом работы следующие моменты:

 

1/ ваше отношение к урокам литературы в целом

 

2/ к поэзии в частности

 

3/ и конкретно к теме нашего разговора на этом уроке.

 

С этой целью я предлагаю заполнить левый столбик таблицы - правый вы сможете заполнить по ходу урока, если возникнет желание что-то изменить

 

ДО

После

1.Если разместить школьные предметы на лестнице из 10 ступенек, то литературу я поставлю на …ступеньку, потому что…

 

2.Поэзия  - это:

а/ скучно…

б/ надо…

в/ люблю…

 

3. Предполагаемая тема -    это  …    

Ожидаю узнать что-то новое  в раскрытии данной темы:

 а/да

б/ нет

1.Если разместить школьные предметы на лестнице из 10 ступенек, то литературу я поставлю на …ступеньку, потому что, …

 

2.Поэзия - это:

а/ скучно…

б/ надо…

в/ люблю…

 

3.Предполагаемая тема – это

Ожидаю узнать что-то новое  в раскрытии данной темы:

 а/да

б/ нет

 

 

 

 

Пока вы осмысливаете данные вопросы, послушайте музыкальную подсказку к   третьему вопросу.

 

(Слушание песни «Русь» в исполнении Николая  Емелина)

 

http://www.youtube.com/watch?v=IPuT1vPLMQc

Слушаю ответы учащихся…

 

- Какова тема нашего урока: ваша первоначальная гипотеза?

 

- Не хотите задать мне вопрос?

 

III. Постановка учебной задачи

1/  А теперь послушайте стихотворение, которое и станет предметом нашего разговора – осмысления.

 

Подумайте:

  • Когда оно было написано?
  • Какова тема произведения? Совпадает ли она с вашей первоначальной гипотезой?
  • Кто автор этих строк?

 

  • Тютчев
  •  

Man muß die Slaven

an die Mauer drücken1 (Славян должно прижать к стене)

 

Они кричат, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну, как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!..

 

Да, стенка есть — стена большая,—

И вас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

 

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала, —

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла...

 

Ее не раз и штурмовали —

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри...

 

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой:

Она не то чтоб угрожала,

Но... каждый камень в ней живой.

 

Так пусть же с бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам, —

Посмотрим, что они возьмут!

 

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их —

Не выдаст вас стена родная,

Не оттолкнет она своих.

 

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

 

2)  Слушаю гипотезы учащихся:

3)  Прослушайте, что рассказывает об истории создания данного стихотворения  украинский  литературовед  Виктор Свиридюк.

 

     Слушание интервью украинского литературоведа  Виктора Свиридюка.

http://www.youtube.com/watch?v=qhUwedsNaDU

 

 Ситуация успеха: посмотрите, как верно вы сумели почувствовать содержание стихотворения!

 

3)  «Бывают мгновения, когда я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения, » - признавался поэт.

 

-  Какую ещё трагедию предвидел Тютчев? (События на Украине)

                                                            

 Видеоролик «Песня про Майдан»

 

IV.  Выявление места и причины затруднения

(Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации)

1) Итак, это -

А) Ф.И. Тютчев «Славян должно прижать к стене (нем.).» Man muß die Slaven  an die Mauer drücken1

Б/ Создание стихотворения датируется 11—16 мая 1867 г. согласно пометам в автографах и списках. Впервые было прочитано 21 мая 1867 г. на банкете, данном Москвой в честь прибывших на Этнографическую выставку славянских гостей. Всероссийскую этнографическую выставку Тютчев называл «сходкой Всеславянской», возлагая на нее надежды как на способствующую развитию идеи единения славянских народов. Эпиграф – слова австрийского министра иностранных дел гр. фон Бейста, проводившего политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии.

- Удивлены? Почему? (Привыкли к другому Тютчеву)

   - Что уже знаем о Тютчеве?

Варианты ответов учащихся…

Ситуация успеха: Вот видите! В вашей памяти много сведений уже хранится о творчестве этого поэта.

Но вот такой Тютчев нам незнаком!

2) - А почему? Давайте разберёмся в ситуации, выполнив СИЛОВОЙ АНАЛИЗ.

Силовой анализ

Сегодняшняя ситуация. Противодействующие факторы.

Желательные действия по уничтожению или ослаблению

      Во главе русской литературы  XIX века – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Тютчев – в стороне.                       Н.А.Некрасов даже называл Тютчева «русским второстепенным поэтом»?

 

 

Познакомиться с новым произведением Тютчева

Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться)

Действия по усилению

Есть интерес к его творчеству

Через анализ уяснить тему и идею стихотворения

 

 

- Какие же задачи стоят перед нами?

 

 

ЗАДАЧА №1

расширить представление о творчестве Ф.И.Тютчева

ЗАДАЧА №2

средствами анализа уяснить тему и идею стихотворения «Славянам»

                            

Задача №3

уяснить собственную позицию по отношению к теме и идее стихотворения

 

V. Первичное закрепление

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №2

1)

- Зачем анализировать стихотворение?

 

Я представляю анализ так: тема и идея стихотворения  - это шар-ядро, который находится в большом шаре – это форма. (Демонстрирую модель).

 

Создание паспорта стихотворения

 

(Работа в группах: делимся на 5 групп по интересам: 1- группа об истории,

2 группа  - киноленту, 3 группа – ИВС, 4 – композицию, 5 группа - звукопись)

 

1.Автор : Ф.И.Тютчев

2. Название, дата написания: Man muß die Slaven  an die Mauer drücken «Славян должно прижать к стене (нем.).», 11-16 мая 1967г.  

3.  История создания: впервые было прочитано 21 мая 1867 г. на банкете, данном Москвой в честь прибывших на Этнографическую выставку славянских гостей. Всероссийскую этнографическую выставку Тютчев называл «сходкой Всеславянской», возлагая на нее надежды как на способствующую развитию идеи единения славянских народов. Эпиграф – слова австрийского министра иностранных дел гр. фон Бейста, проводившего политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии.

 

ФОРМА

1. Кинолента видений (образы при чтении): образ стены из красивых и мужественных людей; она расступается и вновь смыкается, пропустив просящего; перед ней маленькие беснующиеся  враги; богатыри…

 

2.Какие ИВС языка использует автор?
 

эпитеты-прилагательные: задорный натиск, стена упруга, бешеный напор, вражда слепая, стена родная, живой оплот

 

метафоры (параллельные образы): Россия -  стена, гранитная скала, твердыня боевая, «но каждый камень в ней живой»

 

Олицетворения: смотрит твердыней, она угрожала, не выдаст стена, не оттолкнёт, расступится

 

3. Композиция стихотворения:  8 строф, каждая по 4 строки, четверостишие, рифма перекрёстная

 

4. Звукопись

ассонанс: о, а - создают кричащий тон повествования;

Аллитерация:  Р - передают атмосферу грозности и неприступности;

с – словно успокаивается всё, но угроза остаётся

 

Готовы определить содержание, т.е. тему и идею?

Тема : роль России в судьбе славянских народов

  •  

 

- Вернёмся к гипотезе о предполагаемой теме нашего урока. В чём разница? Что помогло это уяснить?

2) Выразительно чтение стихотворения

 

3)  Как читается? Почему? (Из-за размера, прохлопаем…………………..)

Определим размер:  стихотворный размер – четырёхстопный ямб, стопа – двухсложная с ударением на 2 слоге

 

Именно это стихотворение было на листовках, которые распространялись среди советских солдат для поднятия боевого духа!

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №1

«ТОЛСТЫЙ ВОПРОС»

 - Почему поэт обратился к данной теме?
 

 

Прослушаем, как освещается этот вопрос в электронном учебнике

 

 

  Раскрываем  ИДЕЮ ПАНСЛАВИЗМА

 

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

 

Панславизм - идейно-политическое течение 19 - нач. 20 в.,
отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян.

 

 

VI. Рефлексия деятельности

 

1)И.Аксаков писал: «Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам особую, внеисторическую точку зрения на него».

Согласны/ несогласны? Докажите…

 

2) А как вы лично относитесь к проблеме, поднятой Тютчевым?

 

 Зафиксируйте свои мысли на бумаге

Приём «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

 

Или

 

«Оратор»: за 1 минуту постарайтесь убедить аудиторию, что …

3)  Вернёмся к  таблице. Внесёте ли вы какие-нибудь изменения? (Узнали ли что-то новое в раскрытии темы Родины?)

- Как можно назвать наш урок?  (уроки Тютчева, Тютчев и современность, Современное звучание стихов Тютчева, Поэзия – это важно…)

 4) Оцените свою работу. В химии есть понятие «ИНДИКАТОР», который  помогает определить среду: кислую, щелочную нейтральную.

 Я вам предлагаю также своеобразный индикатор: выберете цвет, который более всего подходит для определения вашего отношения к поднятым на уроке проблемам, и аргументируйте свой выбор…

5) Соблюдались ли условия контракта?

 (Слушание песни А.Коржа «Три сестры»)

http://www.youtube.com/watch?v=ALc-nMXrxvY

 6) Домашнее задание: прочитать другое стихотворение Тютчева «Славянам» (Привет вам задушевный, братья…)

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: kristina1990
Просмотров: 3251 | Загрузок: 104 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Brandondup  
0
homeopathic eye remedies <a href=""> https://forums.dieviete.lv/profils/127605/forum/ </a> bph natural remedies

Имя *:
Email *:
Код *: