[ Скачать с сервера (33.0 Kb) ] | 18.04.2014, 09:03 | |||||||||||||
Сценарий урока Тема: Ф.И.Тютчев и современный читатель. (Тютчев «Славянам») Класс: 10 Тип урока: урок «открытия»нового знания Цели урока: Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов: развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать; формировать знания об идейно-художественном своеобразии произведения; доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства; выбор ценностных ориентиров, модели мира, модели общества; диалогизация отношений в классе. Приёмы и техники, которые использованы для достижения поставленных целей: универсальный прием ТРИЗ «Нестандартный вход в урок», приём «Контракт» и «Необъявленная тема»; приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ – приём: таблица «ДО и ПОСЛЕ», прием из технологии развития критического мышления «Тонкий и толстый вопрос»; приём интерактивного обучения «Послушать-сговориться-обсудить»; универсальный приём «Силовой анализ»; прием для систематизации, обобщения полученных знаний «Создай паспорт»; ситуационные задачи; рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке «Хочу спросить»; приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма» и «Оратор».
I. Начало урока. Нестандартный вход в урок: приём «Контракт» Ребята, я предлагаю вам заключить контракт на время данного урока литературы. В чём он будет заключаться?
Я, со своей стороны, обязуюсь уважать ваше мнение, отвечать честно на дополнительные вопросы по теме урока, дать вам возможность самостоятельно поставить задачи и сформулировать тему урока.
С вашей стороны я жду открытого диалога, с самостоятельными суждениями и оценками, без готовых клише. На любом этапе урока вы задаёте мне вопросы, если не удовлетворены ранее полученными сведениями. В конце урока вы объективно даёте оценку содержанию урока и качеству своей работы на нём.
- Вы готовы заключить такой контракт?
- Пусть он лежит перед вами и напоминает о принципах общения на данном уроке!
II. Актуализация и пробное учебное действие
Приём «До – после»
Итак, тему и задачи урока вы сформулируете самостоятельно в ходе нашего диалога. Скажу только, что речь сегодня пойдёт о поэзии. А поэтому предлагаю выяснить перед началом работы следующие моменты:
1/ ваше отношение к урокам литературы в целом
2/ к поэзии в частности
3/ и конкретно к теме нашего разговора на этом уроке.
С этой целью я предлагаю заполнить левый столбик таблицы - правый вы сможете заполнить по ходу урока, если возникнет желание что-то изменить
Пока вы осмысливаете данные вопросы, послушайте музыкальную подсказку к третьему вопросу.
(Слушание песни «Русь» в исполнении Николая Емелина)
http://www.youtube.com/watch?v=IPuT1vPLMQc Слушаю ответы учащихся…
- Какова тема нашего урока: ваша первоначальная гипотеза?
- Не хотите задать мне вопрос?
III. Постановка учебной задачи 1/ А теперь послушайте стихотворение, которое и станет предметом нашего разговора – осмысления.
Подумайте:
Man muß die Slaven an die Mauer drücken1 (Славян должно прижать к стене)
Они кричат, они грозятся: «Вот к стенке мы славян прижмем!» Ну, как бы им не оборваться В задорном натиске своем!..
Да, стенка есть — стена большая,— И вас не трудно к ней прижать. Да польза-то для них какая? Вот, вот что трудно угадать.
Ужасно та стена упруга, Хоть и гранитная скала, — Шестую часть земного круга Она давно уж обошла...
Ее не раз и штурмовали — Кой-где сорвали камня три, Но напоследок отступали С разбитым лбом богатыри...
Стоит она, как и стояла, Твердыней смотрит боевой: Она не то чтоб угрожала, Но... каждый камень в ней живой.
Так пусть же с бешеным напором Теснят вас немцы и прижмут К ее бойницам и затворам, — Посмотрим, что они возьмут!
Как ни бесись вражда слепая, Как ни грози вам буйство их — Не выдаст вас стена родная, Не оттолкнет она своих.
Она расступится пред вами И, как живой для вас оплот, Меж вами станет и врагами И к ним поближе подойдет.
2) Слушаю гипотезы учащихся: 3) Прослушайте, что рассказывает об истории создания данного стихотворения украинский литературовед Виктор Свиридюк.
Слушание интервью украинского литературоведа Виктора Свиридюка. http://www.youtube.com/watch?v=qhUwedsNaDU
Ситуация успеха: посмотрите, как верно вы сумели почувствовать содержание стихотворения!
3) «Бывают мгновения, когда я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения, » - признавался поэт.
- Какую ещё трагедию предвидел Тютчев? (События на Украине)
Видеоролик «Песня про Майдан»
IV. Выявление места и причины затруднения (Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации) 1) Итак, это - А) Ф.И. Тютчев «Славян должно прижать к стене (нем.).» Man muß die Slaven an die Mauer drücken1 Б/ Создание стихотворения датируется 11—16 мая 1867 г. согласно пометам в автографах и списках. Впервые было прочитано 21 мая 1867 г. на банкете, данном Москвой в честь прибывших на Этнографическую выставку славянских гостей. Всероссийскую этнографическую выставку Тютчев называл «сходкой Всеславянской», возлагая на нее надежды как на способствующую развитию идеи единения славянских народов. Эпиграф – слова австрийского министра иностранных дел гр. фон Бейста, проводившего политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии. - Удивлены? Почему? (Привыкли к другому Тютчеву) - Что уже знаем о Тютчеве? Варианты ответов учащихся… Ситуация успеха: Вот видите! В вашей памяти много сведений уже хранится о творчестве этого поэта. Но вот такой Тютчев нам незнаком! 2) - А почему? Давайте разберёмся в ситуации, выполнив СИЛОВОЙ АНАЛИЗ. Силовой анализ
- Какие же задачи стоят перед нами?
ЗАДАЧА №1 расширить представление о творчестве Ф.И.Тютчева ЗАДАЧА №2 средствами анализа уяснить тему и идею стихотворения «Славянам»
Задача №3 уяснить собственную позицию по отношению к теме и идее стихотворения
V. Первичное закрепление
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №2 1) - Зачем анализировать стихотворение?
Я представляю анализ так: тема и идея стихотворения - это шар-ядро, который находится в большом шаре – это форма. (Демонстрирую модель).
Создание паспорта стихотворения
(Работа в группах: делимся на 5 групп по интересам: 1- группа об истории, 2 группа - киноленту, 3 группа – ИВС, 4 – композицию, 5 группа - звукопись)
1.Автор : Ф.И.Тютчев 2. Название, дата написания: Man muß die Slaven an die Mauer drücken «Славян должно прижать к стене (нем.).», 11-16 мая 1967г. 3. История создания: впервые было прочитано 21 мая 1867 г. на банкете, данном Москвой в честь прибывших на Этнографическую выставку славянских гостей. Всероссийскую этнографическую выставку Тютчев называл «сходкой Всеславянской», возлагая на нее надежды как на способствующую развитию идеи единения славянских народов. Эпиграф – слова австрийского министра иностранных дел гр. фон Бейста, проводившего политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии.
ФОРМА 1. Кинолента видений (образы при чтении): образ стены из красивых и мужественных людей; она расступается и вновь смыкается, пропустив просящего; перед ней маленькие беснующиеся враги; богатыри…
2.Какие ИВС языка использует автор? эпитеты-прилагательные: задорный натиск, стена упруга, бешеный напор, вражда слепая, стена родная, живой оплот
метафоры (параллельные образы): Россия - стена, гранитная скала, твердыня боевая, «но каждый камень в ней живой»
Олицетворения: смотрит твердыней, она угрожала, не выдаст стена, не оттолкнёт, расступится
3. Композиция стихотворения: 8 строф, каждая по 4 строки, четверостишие, рифма перекрёстная
4. Звукопись ассонанс: о, а - создают кричащий тон повествования; Аллитерация: Р - передают атмосферу грозности и неприступности; с – словно успокаивается всё, но угроза остаётся
Готовы определить содержание, т.е. тему и идею? Тема : роль России в судьбе славянских народов
- Вернёмся к гипотезе о предполагаемой теме нашего урока. В чём разница? Что помогло это уяснить? 2) Выразительно чтение стихотворения
3) Как читается? Почему? (Из-за размера, прохлопаем…………………..) Определим размер: стихотворный размер – четырёхстопный ямб, стопа – двухсложная с ударением на 2 слоге
Именно это стихотворение было на листовках, которые распространялись среди советских солдат для поднятия боевого духа!
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №1 «ТОЛСТЫЙ ВОПРОС» - Почему поэт обратился к данной теме?
Прослушаем, как освещается этот вопрос в электронном учебнике
Раскрываем ИДЕЮ ПАНСЛАВИЗМА
VI. Рефлексия деятельности
1)И.Аксаков писал: «Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам особую, внеисторическую точку зрения на него». Согласны/ несогласны? Докажите…
2) А как вы лично относитесь к проблеме, поднятой Тютчевым?
Зафиксируйте свои мысли на бумаге Приём «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Или
«Оратор»: за 1 минуту постарайтесь убедить аудиторию, что … 3) Вернёмся к таблице. Внесёте ли вы какие-нибудь изменения? (Узнали ли что-то новое в раскрытии темы Родины?) - Как можно назвать наш урок? (уроки Тютчева, Тютчев и современность, Современное звучание стихов Тютчева, Поэзия – это важно…) 4) Оцените свою работу. В химии есть понятие «ИНДИКАТОР», который помогает определить среду: кислую, щелочную нейтральную. Я вам предлагаю также своеобразный индикатор: выберете цвет, который более всего подходит для определения вашего отношения к поднятым на уроке проблемам, и аргументируйте свой выбор… 5) Соблюдались ли условия контракта? (Слушание песни А.Коржа «Три сестры») http://www.youtube.com/watch?v=ALc-nMXrxvY 6) Домашнее задание: прочитать другое стихотворение Тютчева «Славянам» (Привет вам задушевный, братья…)
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Просмотров: 3265 | Загрузок: 104 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||